[ГЛАВНАЯ]    [ПОЛНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ]   [ПЕРСОНАЛИИ]    [БИЗНЕС]   


«« Глава 1.1


Глава 1.3 »»»

2

Посеешь поступок - пожнешь привычку,
посеешь привычку - пожнешь характер,
посеешь характер - пожнешь судьбу.
Пословица

Какая же сила движет героя по этой цепи событий? Что является причиной того, что именно эти события образуют рисунок его жизни, а не какие-либо другие?

Прежде всего следует отказаться от идеи рока, принуждающего героя жить так, а не иначе; герой Чехова ни в коем случае не является гонимым какой бы то ни было внешней силой; иными словами, в судьбе героя Чехова нет ничего сентиментального.

В то же время эта судьба не является воплощением самоценной, самобытной идеи героя; он не является идеологом и протагонистом идеи, а его жизненный путь не является осуществлением прообраза правды жизни с торжеством или трагедией в его исходе. Иными словами, в судьбе героя нет ничего романтического.

Все поступки чеховского героя, все события его жизни предопределены его характером: "он поступает так, потому что он т а к о в"(Бахтин 1979, 154). Характер и судьба в данном случае взаимообращаемы: знание характера влечет представление о необходимой судьбе, а знание судьбы вызывает представление о необходимом характере. Сам герой может не осознавать этого и поступать так потому, что ему так хочется, так нужно, приятно, но во всем этом выражается один определенный характер. Таким образом, отвечая на поставленный вопрос, мы утверждаем, что подлинной причиной, движущей героя по описанной цепи событий, является его характер. Настало время сказать об основных чертах этого характера.

Самой существенной чертой характера чеховского героя будет потребность приписывать окружающей его действительности и себе такие качества, каких они не имеют, способность сочинять для себя мир и себя в этом мире - самосочиняться, способность видеть людей и самого себя иллюзорно. Иллюзия, в которую впадает герой, имеет для него всеобщее, жизнестроительное значение . Об этом хорошо говорит дядя Ваня: "Когда нет действительной жизни, приходится жить миражами". "Миражи" противопоставлены здесь не истинному знанию, не правильному мировоззрению, а "действительной жизни" - действительному жизнестроительству.

Пока герой пребывает в иллюзорном мире, он деятелен, счастлив, когда иллюзия иссякает - жизнь героя замирает, им овладевает "трезвое и будничное настроение", скука жизни.

Отсутствие реального жизнестроительства замещается у героя Чехова иллюзорным жизнестроительством, а это возможно лишь тогда, когда иллюзия действительности становится действительностью иллюзии. "Я не знал, что мое воображение способно создавать такие феномены", - говорит Коврин черному монаху, и никто из героев Чехова не знает за собой такой способности. Она принадлежит уровню существования героя и не поднимается до уровня его самосознания, то есть носит, так сказать, экзистенциальный характер. Эта доминантная черта характера чеховского героя наиболее полно выразилась в образе Коврина, поэтому в дальнейшем мы будем называть ее Болезнью Коврина. В контексте нашего сочинения Болезнь, то есть ограниченная в своей свободе жизнь, противопоставляется свободе. В то же время Болезнь противопоставляется Здоровью, под которым понимается отсутствие у героя в данный момент каких бы то ни было иллюзий. Здоровье в сущности означает лишь отсутствие Болезни в ее актуальном выражении; но потенциально герой болен всегда. Иными словами, герой либо Болен, либо готов заболеть, или живет иллюзией, или ищет ее. И никогда не бывает свободен.


«« Глава 1.1


Глава 1.3 »»»

[ГЛАВНАЯ]    [ПОЛНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ]   [ПЕРСОНАЛИИ]    [БИЗНЕС]